Из близкой родни Евдокии Андреевны Мелентьевой особое внимание привлекает судьба ее родной сестры, имеющей такое же имя, но старше на 11 лет – Евдокии Андреевны Крыловой. Почему же в одной семье Терво двух дочерей назвали одинаково? Как объясняют родственники, «одна Дуня зимняя (день рождения 14 марта), а другая летняя (17 августа). Тогда называли по святцам»[1].
Старшая Евдокия Андреевна вышла замуж Егора Крылова, родила ему четверых детей: Анну (1905-1979), в замужестве Гришкину; Ивана (1908-1944); Александру, в замужестве Авдейкову; Александра. Всегда занимала активную позицию в жизни, была мудрой и справедливой. Работала председателем сельского Совета в Пряже. По воспоминаниям родственников, кулаки ее хотели ее убить. И когда она была в Логиновой сельге, одна из местных жительниц предупредила ее об этом, и Евдокия Андреевна успела сбежать. Была членом ЦИК Карело-Финской ССР 7 созыва 1927 года.
Во время войны осталась в оккупации. Как предполагаем, не случайно. Вместе со своим старшим внуком-подростком Николаем Крыловым, его матерью (своей невесткой) Натальей Васильевной Крыловой осуществляла связь с партизанами. Финны ее арестовали. Николая вместе с другом Володей Ефимовым отправили «на исправление» в Финляндию, и они жили там у пастора, служили в церкви, пели в клиросном хоре, занимались столярными работами (пастор был хорошим столяром-краснодеревщиком и успел «заразить» подростка своим мастерством). Наталья Васильевна оказалась в концлагере в д.Киндасово, куда помещали особо опасных, политических заключенных.
А вот Евдокию Андреевну арестовали, судили и отправили в тюрьму в Хельсинки (по другим сведениям, в Турку). Ее освободили, обменяв на какого-то важного политического плоенного. Вернулась она в мае 1945 года в черной шинели до пят и, что особо поразило внуков, остриженная наголо.
Ее дочь Гришкина Анна Егоровна также была председателем Пряжинского сельсовета, в трудные годы репрессий пыталась по-человечески относиться к односельчанам и поддерживать их. А ее родной брат Иван Егорович Крылов (отец Николая) на себе испытал карательную машину сталинских репрессий. Находясь на фронте, посмел поделиться с земляком сокровенной болью о родных, оставшихся в оккупированной врагом Пряже. И помечтать о том, чтобы оказаться вместе с ними. Тот написал донос, Ивана арестовали, осудили на 10 лет, отправили в Каргалаг Архангельской области. Не выдержав чудовищных условий, которым подвергались заключенные, он умер 3.03.1945 г. Его судьба – яркая иллюстрация тех жестоких лет.
Но Наталья Васильевна Крылова вместе со своими четырьмя сыновьями отстояла честное имя Ивана Егоровича. Его фамилия была внесена на мемориальные плиты пряжинцев, погибших за Родину в годы Великой Отечественной войны, рядом с памятником Героя Советского Союза М.В.Мелентьевой – его двоюродной сестры.
Таких примеров немало в многочисленной родне Мелентьевых – Терво.
[1] Воспоминания Э.Н. Крыловой.- Судьба человека-2. 2018, с 1
Генеалогические жанры:
(наведи, чтобы узнать что это)
Терво Евдокия Андреевна (Крылова)